Предложение президента России Владимира Путина о предоставлении Владивостоку статуса свободного порта оформлено в закон, предоставляющий бизнесу преференции, аналогичные льготам резидентов ТОР, по всему югу Приморского края. Логика проста: наиболее крупные порты
Дальнего Востока находятся именно здесь, их грузооборот неуклонно растет, и к 2020 году, по прогнозам Минтранса, грузовая база вырастет вдвое. Модернизацию уже проводят все порты, но поддержка государства здесь особенно важна, признают стивидоры.

Предоставить Владивостоку статус «свободного порта» с введением льготного таможенного режима 4 декабря 2014 года предложил президент Владимир Путин. Федеральный закон «О свободном порте Владивосток» был разработан Минвостокразвития на основе опыта стран АТР. В процессе обсуждения проекта территория свободного порта расширилась на весь юг Приморья. В финальной версии ФЗ особый режим охватывает не только саму столицу Приморского края, но еще пять городских округов (Артемовский, Большой Камень, Находкинский, Партизанский, Уссурийский) и семь муниципальных районов (Надеждинский, Шкотовский, Октябрьский, Партизанский, Пограничный, Хасанский, Ханкайский) – с акваториями всех портов. Особый режим здесь планируется создать на 70 лет, при этом срок может быть продлен.

Зона свободного порта предполагает четыре типа территорий: портовую (в том числе и аэропорт), промышленную, научно-внедренческую и туристско-рекреационную. Для получения статуса резидента необходимо согласовать документы и получить одобрение управляющей компании. Резиденты не должны быть участниками региональных инвестпроектов и иметь филиалы и представительства вне свободного порта, на льготы также не смогут рассчитывать компании, включенные в особую экономическую зону (ОЭЗ) или территорию опережающего развития (ТОР). Получаемые компаниями-резидентами льготы в целом схожи с льготами, установленными для резидентов ТОР: это как налоговые преференции, так и особые административные режимы, благоприятствующие предпринимательской деятельности.

В Минвостокразвития полагают, что при реализации проекта валовый региональный продукт (ВРП) Приморского края к 2025 году увеличится в 2,2 раза, до 1,4 трлн рублей, а к 2034 году – в 3,4 раза, до 2,1 трлн рублей. Прогноз прироста ВРП ДФО составляет 1,97 трлн рублей к 2025 году. К 2025 году благодаря режиму «свободного порта» будет создано 108 тыс. новых рабочих мест, к 2034-му – 468,5 тыс., считают в министерстве.
Наиболее крупные морские порты Дальнего Востока находятся в Приморском крае. По данным Ассоциации морских портов России, их грузооборот неуклонно растет. Порт Восточный перевалил за 2014 год 57,8 млн т (рост на 19,7%), Находка – 20,7 млн т (рост на 13%), Владивосток – 15,3 млн т (рост на 5,3%), Посьет – 6,7 млн т (рост на 18,8%). Конкуренцию портам Приморья в Дальневосточном бассейне составляют два порта Хабаровского края – Ванино с 26,2 млн т и Де-Кастри с 8,2 млн т (у обоих показатели выросли на 10-16%), а также сахалинский порт Пригородное, который в прошлом году перевалку незначительно сократил – на 1,1%, до 16,1 млн т.
Однако развитие Ванино сдерживает дефицит пропускной способности железной дороги. Уже заявленные инвесторами проекты демонстрируют потребность в перевозке более 100 млн т к 2025 году. Но «разработанные на сегодня проекты реконструкции и развития участков железной дороги по Северному широтному ходу (БАМ) предусматривают увеличение пропускной способности лишь до уровня 50-55 млн т в год», отмечается в годовом отчете ОАО «Порт Ванино» за 2014 год.

Крупнейший стивидор сухих грузов на Дальнем Востоке – это ОАО «Восточный порт» (21,84 млн т), уступивший по объемам перевалки в России за прошлый год лишь ОАО «Новороссийский МТП». За ним следуют ЗАО «Дальтрансуголь» (17 млн т), ОАО «ЕВРАЗ Находкинский МТП» (9,3 млн т), ОАО «Порт Ванино» (7,15 млн т), ОАО «Владивостокский МТП» (5,68 млн т), ООО «Восточная стивидорная компания» (5,14 млн т), ОАО «Торговый порт Посьет» (5,12 млн т).
Компании «Порт Ванино» и «Торговый порт Посьет» контролирует «Мечел», «Восточный порт» – «Кузбассразрезуголь». «Дальтрансуголь» – «дочка» СУЭК. Все три холдинга используют портовые активы для перевалки на экспорт угля. Владивостокский МТП входит в группу Fesco, на него в 2014 году пришлось 513 тыс. TEU – это 32% объема контейнерных перевозок через морские порты всего ДФО. «ЕВРАЗ Находкинский МТП» – крупнейший стивидор порта Находка, 100% владеет ООО «Сибметинвест».
Отметим, что Минтранс прогнозирует к 2020 году увеличение спроса на Дальнем Востоке на перевалку в морских портах наливных грузов почти до 70 млн т, навалочных и насыпных грузов – до 90 млн т, генеральных и контейнерных грузов – до 17 млн и 19 млн т соответственно. таким образом, общая оценка грузовой базы Дальнего Востока может составить более 200 млн т, то есть возрасти на 50% по отношению к нынешним показателям.

Именно поэтому все порты Дальнего Востока имеют свои программы модернизации и развития. Но обеспечить их привлекательность в глазах инвесторов может лишь поддержка государства, полагают в «ЕВРАЗ Находкинский МТП». «Обновление портовой инфраструктуры требует серьезных финансовых вложений, и государство в этом случае может выступить гарантом надежности инвестиций. К тому же приоритетом в данном случае является развитие не просто отдельного порта, но целого транспортного узла, включающего авто- и железнодорожную инфраструктуру, складские мощности, подъездные пути и другие не менее важные компоненты»,– говорят в порту.

В ВМТП инициативу по созданию свободного порта поддерживают, так как считают, что статус резидента поможет порту лучше использовать свой потенциал. Однако, отметили в порту, «максимальный эффект для развития портовой инфраструктуры Дальнего Востока, а также существенный рост грузооборота региона будут обеспечены, если статус свободного порта получит территория, не ограниченная пределами городской черты». Такой режим может быть применен в полной мере при реализации проекта «Большой порт Зарубино», считают в порту.

В ОАО «Торговый порт Посьет» к инициативе Минвостокразвития также относятся позитивно. За последние годы «Мечел» инвестировал в развитие порта порядка 3,3 млрд рублей. Руководство порта готово рассмотреть возможность получения статуса резидента, но отмечает: «Здесь важно учитывать специфику нашего предприятия, которое занимается экспортом угольной продукции в страны АТР». По мнению руководства порта Посьет, в законопроекте не указаны конкретные льготы по налогам и арендным платежам, снижению ставки налога на прибыль, формату предоставления инвестиций крупному бизнесу на строительство объектов портовой инфраструктуры. В связи с этим обсуждать более предметно инициативу по созданию свободного порта Владивосток «пока преждевременно».