Текущий год, безусловно, войдет в историю как время начала создания Россией новой конфигурации своей логистической системы. Давайте вспомним, что же претерпевала система грузоперевозок в начале этого года: Российская внешняя торговля более чем на 90% зависела от иностранных судов, поэтому море стало страдать первым. Кроме того, иностранные линии владели половиной контейнеров, обращавшихся на территории России, и они стали их забирать вслед за прекращением судозаходов. Однако уже сейчас можно констатировать: бизнес сумел адаптироваться, справиться со могими вызовами, начать перестраивать логистические цепочки. Случилась переориентация в сторону Востока и Азии. Давайте же рассмотрим Азию с геополитической точки зрения, как тот вектор, куда перенаправилось большинство грузоперевозок . С такой точки зрения в качестве условной Азии можно определить Индию, страны Среднего Востока и даже Африку. Страны, находящиеся на юге от России, путь к которым проходит перпендикулярно наиболее раскатанному международному транспортному коридору (МТК) Запад — Восток. В этом случае уже трудно переоценить значение МТК Север — Юг. Он по ряду причин пока развит гораздо слабее, чем Запад — Восток, и не является единым интегрированным комплексом. И для решения сложнейшей геополитической задачи стать второй крупнейшей торговой артерией Восточного полушария Север — Юг должен превратиться в максимально бесшовный коридор на всем протяжении от России через Иран до Индии. В этом случае мультимодальный маршрут — из Юго-Восточной Азии через порты Индии и Ирана и далее по железной дороге, через Каспийское море в Россию, Центральную Азию, через Черное море из Турции в Россию и Европу — может создать реальную конкуренцию маршруту через Суэцкий канал.